Физические объемы обрабатывающих производств в 2018-2020 годах прогнозируются с ежегодным ростом 102,5-102,7 процента. Прогноз формировался с учетом планов развития ключевых предприятий области на среднесрочную перспективу. Объем отгруженной продукции по обрабатывающим производствам в 2018 году мы прогнозируем в 1,282 триллиона рублей, в 2019-м - 1,368, в 2020-м - 1,463. Отсюда можно прогнозировать и налоговый, и бюджетный эффект.
В регионе состоялось первое заседание Координационного совета по импортозамещению. На ваш взгляд, по каким направлениям нижегородские производители могут быть наиболее успешны в этом плане? Какая наша продукция может заменить импортную без потери в качестве и цене?
Глеб Никитин: Программа по импортозамещению была разработана на федеральном уровне, потом появились новые направления в действиях правительства области. Прежде всего, в регионе проведена масштабная инвентаризация производственной и технологической базы предприятий, в том числе по перечню продукции, доля импорта которой имеет критические значения для отечественной экономики. Всю информацию о возможностях наших предприятий направили в федеральные министерства. В итоге, нижегородские предприятия были включены в федеральные отраслевые планы импортозамещения по 28 технологическим направлениям, в том числе в таких отраслях как авиационная, автомобильная и радиоэлектронная промышленности.
Также совместно с Минпромторгом РФ областное правительство оказывает содействие нижегородским предприятиям в получении прямой финансовой помощи из фонда развития промышленности, в первую очередь направленного как раз на поддержку проектов по импортозамещению.
Здесь я хотел бы отметить, что Нижегородская область уже на протяжении многих лет является лидером среди регионов Приволжского федерального округа по количеству созданных передовых производственных технологий.
Три четверти используемых в нашем регионе передовых производственных технологий применяются на обрабатывающих предприятиях, из них почти треть - на предприятиях по производству транспортных средств и оборудования. На наших предприятиях из отечественного сырья производится продукция мирового уровня. Благодаря этому они наращивают несырьевой экспорт и являются конкурентоспособными за рубежом.
Шесть отраслевых научно-технических советов (НТС) созданы при региональных министерствах. Как будут формироваться эти советы, сколько представителей бизнеса сможет войти в каждый совет? По каким принципам будет происходить отбор?
Глеб Никитин: На сегодня уже сформированы постоянно действующие НТС по импортозамещению при профильных органах исполнительной власти Нижегородской области. Это областные минпром, минсельхоз, минстрой, мининформ, минздрав и минтранс. В эти советы входят представители курируемых ими предприятий по профилю работы.
Чтобы войти в состав НТС предприятию необходимо направить официальное письмо в министерство промышленности о целесообразности включения в работу НТС. Основной критерий для отбора - это производственная деятельность. Количество представителей предприятий в составе НТС не ограничено. На сегодня, к примеру, в состав НТС нашего минпрома входят около 40 представителей промышленных предприятий области.
На заседаниях НТС руководители предприятий будут предметно рассматривать планируемые госзаказы и проектную документацию, смогут открыто высказать свои замечания к конкретным госзакупкам органов исполнительной власти региона, а также представить свои предложения по развитию импортозамещения в Нижегородской области.
Еще одним немаловажным аспектом работы НТС будет формирование закрытого перечня характеристик закупаемой продукции, которые госзаказчик может использовать в тендерных процедурах. Тем самым правительство Нижегородской области планирует исключить возможности для предъявления к производителям необоснованных требований со стороны госзаказчиков. Аналогичная работа будет проведена и со стороны головных исполнителей по госконтрактам при осуществлении ими закупок по субподрядным договорам. Вся работа будет проводиться дистанционно с использованием сервисов ГИС Промышленности.
Недавно в регионе состоялось публичное обсуждение с министром РФ Михаилом Абызовым работы федеральных контрольно-надзорных органов. А что касается региональных органов - чего ждать бизнесу в ближайший год-два, ожидается ли снижение числа проверок, какие-то новеллы в законодательстве, упрощающие открытие и ведение бизнеса?
Глеб Никитин: Сейчас в стране идет реформа контрольно-надзорной деятельности. Повышенное внимание к ней обусловлено тем, что контроль и надзор существенно влияют на предпринимательский климат. На долю региональных органов власти сегодня приходится примерно 35 процентов от общего числа проверок юрлиц и индивидуальных предпринимателей. В Нижегородской области контрольно-надзорной деятельностью занимаются 16 органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление 19 видов контроля. К реформированию своей деятельности они приступили в нынешнем году.
В октябре Правительство РФ на парламентских слушаниях в Госдуме представило законопроект о госконтроле, где закрепляются все новации, реализуемые в рамках приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности". Главная новация этого законопроекта - внедрение в надзорных ведомствах систем управления рисками. Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация контроля на объекты повышенного риска и на граждан и организации, систематически допускающих грубые нарушения законодательства. Предприятия, отнесенные к низкой категории риска и добросовестно соблюдающие законодательство, освободят от плановых проверок.
В Нижегородской области по приоритетным видам регионального контроля (а это экологический, ветеринарный, жилищный и строительный надзоры, лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами, контроль в области их долевого строительства) планы проверок на 2018 год разработаны уже с учетом рискоориентированного подхода. В итоге по сравнению с планами на 2017-й число проверок по приоритетным видам регионального контроля сократилось на 14 процентов, а по отдельным видам - на четверть и даже более.
Законопроект также вводит общие подходы к оценке эффективности государственного и муниципального контроля. Теперь работа инспекторов будет оцениваться не по числу проведенных проверок и выписанных штрафов, а по динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба. Так что новый законопроект меняет вектор работы контролеров с поиска нарушений на их профилактику.
Эта реформа рассчитана до 2025 года, но думаю, уже в ближайшие годы предприниматели смогут почувствовать снижение административной нагрузки, а значит, больше сил направить на развитие своего дела.
Фото: Николай Нестеренко
Юлия Горшкова/РИА «ВремяН»
Пресс-служба правительства Нижегородской области