Порядок осуществления налогового контроля регламентируется главой 14 Налогового кодекса РФ
Порядок осуществления налогового контроля регламентируется главой 14 Налогового кодекса РФ. Этот контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством камеральные и выездных проверок (в том числе выездных проверок с участием органов внутренних дел).
Основной проверяющий орган - Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Вместе с тем налоговые проверки в целом или проверки отдельных аспектов налоговых взаимоотношений (контрольные действия) имеют право проводить Счетная палата, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Банк России.
Предметом проверок выступают различные проявления налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность, оптимальность и т.д.
При проведении налоговых проверок широко используются следующие методы (процессуальные действия):
- получение объяснений налогоплательщиков;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
- истребование документов;
- выемка документов и предметов;
- привлечение специалистов, экспертов, переводчиков, понятых и свидетелей;
- инвентаризация имущества.
Вместе с тем налоговые органы обязаны осуществлять и ряд других контрольных действий и проверок, прямо не связанных с законодательством о налогах и сборах:
- осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- проводить проверки в сферах производства и оборота алкогольной и табачной продукции;
- проводить проверки соблюдения законодательства о контрольно-кассовой технике;
- проводить проверки соблюдения законодательства о банкротстве и др.
Совокупность этих проверок составляет в самом широком смысле понятие проверок, проводимых налоговыми органами.
Большие права имеют налоговые органы при проведении контрольной деятельности: применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований.
- Налоговые органы имеют право:
требовать от плательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты;
- проводить налоговые проверки;
- производить выемку документов при проведении проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- вызывать на основании письменного уведомления плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой;
- приостанавливать операции по счетам плательщика в банках и налагать арест на его имущество;
- осматривать любые используемые плательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов обложения помещения и территории, проводить инвентаризацию его имущества;
- определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
- требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений;
- взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;
- требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет;
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать свидетелей;
- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий;
- направлять материалы в органы внутренних дел в течение 10 дней для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога плательщик полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт налогового преступления.
Вместе с тем при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Источник:
Федеральный портал малого и среднего предпринимательства