Зачем нужен аудит?

Аудиторская деятельность подразумевает под собой проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг

С 1 января 2009 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон N 307-ФЗ), регламентирующий деятельность аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей.

Аудиторская деятельность подразумевает под собой проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг, а также услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

В соответствии с п. 3 статьи  1 закона № 307-ФЗ, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее закон № 129-ФЗ), а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

В статье 13 закона № 129-ФЗ определен состав бухгалтерской отчетности организаций, которая состоит из:

  • бухгалтерского баланса;

  • отчета о прибылях и убытках;

  • приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

  • аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

  • пояснительной записки.

Обязательному аудиту подлежат организации, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 50 млн. руб., а активы – 20 млн. руб.

Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)» формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Относительно активов (ссылка) баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы № 1 «Бухгалтерский баланс».

Формы № 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н.

При этом ранее действовавший Закон относил установленные для обязательного аудита критерии величины выручки и активов к отчетному году, за который должен был быть проведен аудит, а закон № 307-ФЗ относит эти критерии к году, предшествующему отчетному.

Следовательно, обязательному аудиту за 2009 год подлежат организации, выручка или активы которых превысили пороговые значения  по итогам 2008 года, вне зависимости от величины выручки или активов в 2009 году (даже если выручка или активы стали меньше установленных величин). В случае превышения установленных критериев в 2009 году обязательный аудит организация должна будет только по итогам 2010 года.

Кроме организаций, которые подлежат обязательному аудиту из-за стоимостных критериев, перечисленных выше, ежегодно обязательный аудит, вне зависимости от этих критериев, обязаны проводить:

  1. организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

  2. организации, которые являются кредитными организациями, бюро кредитных историй, страховыми организациями, обществом взаимного страхования, товарными или фондовыми биржами, инвестиционными фондами, государственными внебюджетными фондами, фондами, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

Аудит могут проводить как аудиторские организации, так и аудиторы – индивидуальные предприниматели, но организации, которые планируют проводить аудиторскую проверку по итогам 2009 года должны учитывать следующие ограничения, которые существуют при выборе потенциального аудитора.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями. Индивидуальные аудиторы не имеют права осуществлять аудит таких организаций.

Законом № 307-ФЗ предусмотрена отмена лицензирования аудиторской деятельности, но в тоже время, вводится  обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях (СРО). Таким образом, с 01.01.2010 года лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу, а аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в СРО, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО, членом которой такая организация является. Следовательно, если организация заключила договор оказания аудиторских услуг в 2009 году, но аудиторское заключение будет выдано аудиторской организацией в 2010 году, аудируемая организация вправе потребовать от нее информацию о членстве в СРО, в противном случае аудиторское заключение будет признано недействительным.

При выборе потенциального аудитора организация должна учитывать принцип независимости аудитора от аудируемого лица, т.е. аудит не могут осуществлять:

  • аудиторские организации, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • аудиторские организации, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • аудиторские организации в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

  • аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, оказывавшие в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

  • аудиторы, являющиеся учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • аудиторы, состоящие с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

Помимо аудита непосредственно бухгалтерской отчетности аудиторские организации могут оказывать услуги, связанные с аудиторской деятельностью, в частности (п. 7 статья 1 закона № 307-ФЗ):

  1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

  2. налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

  3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

  4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

  5. юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

  6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

  7. оценочная деятельность;

  8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

Кроме обязательного аудита, который предполагает независимую проверку всех участков бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторская организация может выполнять по специальному заданию аудит расчетов аудируемого лица по налогам и сборам, или, налоговый аудит. Этот вид услуг совместим с проведением обязательной аудиторской проверки. При проведении аудита бухгалтерской отчетности правильность исчисления и уплаты налогов проверяется выборочным способом в связи со спецификой проведения аудита, целью которого является подтверждение бухгалтерской, а не налоговой отчетности.

Налоговый аудит - это проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем (или по отдельным) налогам, уплачиваемым аудируемым лицом за налоговый период. Объем информации, которую анализирует аудитор при таком виде проверки, несоизмеримо больше.

Основной целью налогового аудита является получение необходимых доказательств и формирование мнения относительно полноты и достоверности информации о расчетах с бюджетом по уплачиваемым организацией налогам и сборам, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В рамках налогового аудита осуществляется проверка:

  • правильности определения объекта налогообложения и формирования налоговой базы;

  • правомерности освобождения от налога отдельных операций и видов имущества; применения налоговых ставок  и льгот по налогу;

  • правомерности отражения налоговых вычетов по налогам;

  • правильности исчисления и своевременности уплаты налога;

  • полноты заполнения и своевременности представления налоговой декларации.

Проведение налогового аудита актуально как для небольших организаций, так и для крупных организаций с разветвленной сетью обособленных подразделений, т.к. эта процедура минимизирует налоговые риски, которые могут возникнуть из-за ошибок при исчислении и уплате налогов.

Расходы на оказания аудиторских услуг признаются как в бухгалтерском (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организаций»), так и налоговом учете (статья 264 НК РФ) на дату подписания документа об оказании аудиторских услуг. В Налоговом кодексе РФ не содержатся ограничения в отношении вида аудиторских услуг. Письмо Минфина РФ от 06.06.2006 № 03-11-04/3/282 устанавливает лишь требование об оказании аудиторских услуг в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.