Как разрешать конфликты с бизнес-партнерами и контрагентами?

Методы разрешения споров

Досудебное решение споров

Досудебное разрешение споров может осуществляться в различных формах.

Одной из них является посредничество. Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит определения посредничества, поэтому его качественные характеристики представляют собой обобщение мирового судебного опыта и точек зрения ученых цивилистов. Хотя весной 2009 года и были озвучены планы Государственной Думы РФ принять в скором времени специальный закон о медиаторской деятельности, до их реализации дело еще не дошло. Тем не менее, в соответствии с гражданско-правовым принципом диспозитивности («разрешено все, что прямо не запрещено законом»), использование медиации возможно уже сейчас. Обычно ей занимаются корпоративные юристы или адвокаты.

Посредничество (или медиация) является деятельностью по оказанию содействия спорящим сторонам в разрешении споров, осуществляемой рекомендованным судом лицом - посредником (медиатором).

Посредничество - примирительная процедура, которая не подлежит принудительному исполнению, направлена на урегулирование правового спора и выработку взаимоприемлемого решения самими сторонами с участием третьей стороны (посредника).

Посредник - это физическое лицо, обладающее опытом и знаниями в определенной области экономического оборота, не связанное какими-либо отношениями с участниками спора.

Посредничество осуществляется в виде переговоров сторон, организуемых посредником и при его участии. Поскольку посредник не обладает какими-либо властными полномочиями и, соответственно, не связан какими-либо процедурными правилами, переговоры проводятся в свободной форме, отличной от судебного заседания.

При этом посредник не столько разъясняет сторонам юридические последствия урегулирования спора, сколько помогает им сосредоточиться на экономической или личностной основе их конфликта, разъясняет возможности и последствия урегулирования спора с учетом интересов всех сторон, используя в основном свой профессиональный и жизненный опыт. Одной из основных обязанностей посредника является сохранение тайны переговоров.

Этапы развития процедуры посредничества:

  • заключение соглашения об урегулировании правового конфликта с помощью посредника;
  • изучение посредником представленных материалов, уяснение сути спора между сторонами;

  • переговоры с каждой из сторон;

  • выяснение позиций каждой стороны по спорным вопросам (определение спорных проблем и разработка плана их разрешения);

  • выработка совместно со сторонами нескольких вариантов их разрешения;

  • обсуждение предложенных вариантов (достоинства и недостатки каждого);

  • поиск взаимоприемлемого решения спорных проблем и пути его реализации;

  • оформление достигнутого соглашения;

  • реализация достигнутого соглашения.

Результатами посредничества является либо заключение сторонами мирового соглашения, либо отказ истца от иска. Услуги посредника оплачиваются по соглашению сторон.

Нельзя проигнорировать и такой метод досудебного разрешения споров, как самозащита. В юридической литературе самозащита рассматривается как разновидность защиты прав, при которой она осуществляется самим его обладателем, когда помощь государства в виде судебной защиты, осуществляемой органами власти государственной, может явиться слишком поздно. Это и есть единственная внесудебная форма защиты прав, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя и самостоятельно защищает и восстанавливает свои права, не прибегая к помощи правоохранительных органов.

Впрочем, главной формой досудебного урегулирования споров остаются все же предъявление и рассмотрение претензии, предшествующие обращению в суд. В этом смысле претензионное производство является разновидностью досудебного порядка урегулирования споров.

Важнейшим признаком, характеризующим претензионное производство, как, впрочем, и любой другой досудебный порядок урегулирования споров, помимо указания на время его осуществления (досудебный период развития правового конфликта), является его установление федеральным законом или соглашением сторон. На это особое внимание обращает и АПК РФ (ст. 125).

Сущность процедуры досудебного урегулирования изложена в п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с положениями указанной нормы заинтересованная сторона до обращения в суд должна направить другой стороне предложение изменить или расторгнуть договор.

Иск может быть заявлен в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в 30-дневный срок, если иной срок не предусмотрен законом, договором или не содержался в предложении изменить или расторгнуть договор.

Таким образом, законодатель определил досудебный порядок решения вопроса об изменении и расторжении договора, который, по сути, является претензионным производством:

  1. претензионный порядок установлен в ст. 797 ГК РФ, которая прямо предусматривает обязательность предъявления претензии перевозчику грузов до предъявления к нему соответствующего иска;

  2. упоминает о претензиях кредиторов наследодателя ст. 63 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, где говорится о том, что нотариус по месту открытия наследства в соответствии с законодательством РФ принимает претензии от кредиторов наследодателя, хотя сам законодатель в ст. 1175 ГК РФ предпочитает термин «требования» кредиторов, придавая ему более широкий смысл, поскольку под такого рода требования подпадают и требования, обращенные к суду, т.е. иски кредиторов;

  3. сохранен претензионный порядок также в отношениях с органами связи согласно ст. 37 федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», ст. ст. 55-56 федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;

  4. обязательный порядок предъявления претензии закон предусмотрел для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже ст. ст. 403, 405-407 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ;

  5. обязательное предъявление претензий к перевозчику до обращения в суд предписывается ст. ст. 120 - 126 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

  6. императивный порядок предъявления претензий перевозчику при внутренних и международных воздушных перевозках установлен ст. ст. 125-128 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ;

  7. установлен обязательный претензионный порядок для предъявления претензий к экспедитору ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

  8. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ст. 10 устанавливает обязанность туриста обратиться с письменной претензией к туристической фирме не позднее 20 дней с момента окончания туристической поездки.

Претензионный порядок можно определить как установленную федеральным законом или соглашением сторон разновидность предварительного внесудебного (чаще - досудебного) порядка (процедуры) урегулирования спора, возникшего из частноправовых отношений, по завершении урегулирования которого у стороны, направившей претензию и не получившей на нее ответа либо получившей не удовлетворяющий ее ответ, возникает право на обращение в суд с соответствующим иском.

Третейские суды

Третейский суд (арбитраж) — это негосударственный орган, осуществляющий юрисдикционную деятельность в части рассмотрения гражданских и хозяйственных споров, на основании законов путем применения методов арбитрирования.

Стороной третейского разбирательства могут быть юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, физические лица, которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), так и для рассмотрения конкретного спора. Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется федеральным законом № 102-ФЗ от 24.07.2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации».

В статье 1 данного закона указывается, что в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом, при условии, что между сторонами достигнуто соглашение (письменное) о третейском разбирательстве (третейская оговорка).

В дополнение к этому в ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ указано, что арбитражный суд не может рассматривать дело, если имеется соглашение сторон о передаче данного спора на рассмотрение в третейский суд.

Также в ст. 29 и ст. 33 АПК РФ указаны категории дел, рассматриваемые арбитражным судом и которые не входят в компетенцию третейских, такие, как:

  • споры об оспаривании нормативных правовых актов;

  • об оспаривании ненормативных правовых актов (приказов, распоряжений и т.д.) органов государственной власти и органов местного самоуправления;

  • об административных правонарушениях;

  • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;

  • о несостоятельности (банкротстве);

  • по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

  • по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

  • по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

  • о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и т.д.

В настоящее время закон допускает возможность заключения третейского соглашения и в отношении спора, который уже находится на разрешении в арбитражном суде (суде общей юрисдикции). Оно может быть заключено до принятия решения по спору судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Среди преимуществ третейского разбирательства можно выделить следующие:

  1. возможность выбора сторонами в качестве судей квалифицированных специалистов, мнению которых доверяют;

  2. конфиденциальность (разбирательство носит закрытый характер);

  3. оперативность: в третейском судопроизводстве нет апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, и спор по существу и окончательно разбирается лицами, входящими в состав третейского суда;

  4. размер уплачиваемого за проведение разбирательства сбора, как правило, существенно ниже размера государственной пошлины, подлежащей уплате по делу, разрешаемому арбитражным судом;

  5. стороны могут по своему усмотрению договориться о месте арбитража, что означает для сторон возможность выездных сессий постоянно действующего третейского суда.

В случае неисполнения принятого решения добровольно вступает в действие принудительный порядок исполнения через Службу судебных приставов.

К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:

  1. ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда);

  2. пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда;

  3. перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;

  4. обжалование решений третейского суда возможно лишь в том случае, если стороны не договорились, что решение третейского суда не оспаривается и является окончательным;

  5. отсутствие у третейских судей или организаций, при которых действуют третейские суды, какой-либо ответственности за заведомо неправильное или ошибочное решение;

  6. обязательность уплаты третейского сбора, как условия принятия третейским судом дела к своему производству, отсутствие процедуры освобождения неимущей стороны, которой необходимо обратиться за защитой нарушенного права в третейский суд, от уплаты третейского сбора.

Несмотря на принципы недействительности третейского соглашения или оговорки, содержащихся в договорах присоединения, когда присоединяющаяся к договору сторона не имеет возможности изменить какие-либо условия такого договора, содержащиеся в стандартной форме (шаблоне) и т.п., включение в текст договора третейской оговорки «сильной» стороной договора существенно затрудняет право другой стороны на обращение в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Изначально предполагалось, что постоянно действующие третейские суды должны образовываться при организациях, объединяющих в себе, в том числе на условиях членства или иным способом, других лиц, например торгово-промышленные палаты или союзы предпринимателей и т.п., по спорам, возникающим между членами таких организаций. Однако формальным правом образовывать при себе постоянно действующий третейский суд стали обладать любые юридические лица, в связи с чем количество институциональных третейских судов значительно выросло. С учетом правовой неграмотности, как представителей предпринимательского корпуса, так и обычных граждан, «сильная» сторона договора может попросту злоупотреблять своими правами, навязывая удобный ей постоянно действующий третейский суд, что при отсутствии механизмов государственного контроля приводит к нарушениям прав предпринимателей. Соглашение о передаче спора в третейский суд должно во всякое время быть добровольным и соответствовать принципам свободы договора, когда каждая из сторон отчетливо понимает о существе и последствиях какого-либо обязательства, не находится в заблуждении или под любым принуждением.

В настоящий момент в России создано свыше 250 постоянно действующих третейских судов. Вот лишь некоторые из них: